В Таиланде самый популярный способ передвижения — это байк (мопед, скутер, мотоцикл, кому как удобнее:)). Во-первых он относительно не дорогой, в том числе и в обслуживании, так как машину позволить себе могут не все. Во-вторых, компактный и удобный, учитывая что улочки здесь в основном мелкие, а большие паркинги существуют разве что у торговых центров. Ну и в-третьих, климат тут как известно теплый, минусовой температуры нет, поэтому ездить на нем можно круглый год. В статье подробнее о первом опыте: аренда скутера в Паттайе, проверенная точка + нюансы по тому, как правильно взять напрокат мотобайк и управлять им на тайских дорогах.
к содержанию ↑Предыстория
Признаться, первые две-три недели пребывания в Паттайе, мы не пользовались байком (скутером). А зря:) Могли бы сэкономить кучу сил и времени, попробовать подыскать еще более дешевое жилье и увидеть больше достопримечательностей. Ездить на местных такси тут совершенно не выгодно. Вас всегда будут пытаться обмануть и никогда с первого раза не предложат оптимальной цены за поездку. Особенно это касается путешественников «одиночек», которые ездят не тур-группой, а самостоятельно.
Второй, немного пугающий фактор, это левостороннее движение и очень плотное дорожное движение (в центральной части Паттайи по крайней мере). В первое время при переходе дороги, всегда смотришь в противоположные стороны:) Поэтому риск наткнуться на выезжающий с неожиданного места байк весьма велик. Потом, мы начали привыкать к движению пешком и все таки решили снять байк хотя бы на один день. Попробовать обязательно надо!:)
к содержанию ↑Место, где мы сняли байк (проверенная точка)
Вообще, в Паттайе снять байк очень просто. Просто выходите из своего дома (отеля, гестхауса и т.п.) в направление скопления туристов и с 99% вероятностью вы найдете аренду байков. Но в Паттайе известны случаи всевозможных махинаций:
- могут просто выследить или украсть байк
- могут разными способами не возвращать депозит
- могут брать в залог паспорт (хотя лучше всего отдать просто небольшую сумму денег)
Поэтому мы немного поискали в интернете и нашли одну проверенную точку. Находится она на пересечении Сухумвит (Sukhumvit Road) и Тепразит (Thepprasit Road) — нужно будет пройти немного вглубь Паттайи.
Эта точка находится на территории заправочной станции:
Снаружи эта точка выглядит так:
Прямо рядом с ней так же находится заправка, где вы сможете заправить свой байк:
Общий вид на Теппразит:
к содержанию ↑Аренда скутера в Паттайе — что понадобиться?
Возьмите с собой:
- Паспорт (и копию по возможности)
- Адрес, где вы живете (у меня просто сняли копию с визитки)
- Деньги:
- 150 бат за аренду байка в сутки
- 1500 бат депозит
- Можете взять какую-нибудь не действующую кредитную карту, если не захотят брать исключительно деньги в качестве депозита
Важные нюансы
- прежде чем садиться за байк — сфотографируйте его и все мелкие и крупные царапины, сколы и т.п. Чтобы вам потом не приписывали то, чего вы не совершали:)
- самое главное — езда без международных прав категории А в Таиланде официально не разрешена, за это следует наказание в виде денежного штрафа
- езда на байке так же не входит в список развлечений, которые возможны при стандартной туристической страховке, поэтому знайте, что вы делаете все на свой страх и риск
- будьте трижды аккуратны, так как в любом случае, если что-то произойдет (не дай бог конечно) — виновны окажитесь вы, тем более в Таиланде полиция скорей всего будет покрывать своих же, местных
- если произошла авария, столкновение — не поддавайтесь панике, спокойно (если это возможно, например в случае мелкого ДТП) зафиксируйте повреждения, знаки, расположение байков и т.п. Это поможет при дальнейшем разборе, если правы ВЫ — то спокойно аргументируйте свою точку зрения без повышения голоса. Это придаст вам уверенности, а тайцы возможно поймут, что тут развести никого не удастся
- не в коем случае не ездите без ШЛЕМА
- оставляйте байк в местах общего скопления байков
- запомните номер байка — они все похожи:)
- прячьте шлемы — их могут украсть. Либо если есть замок — скрепляйте замком.
- если вам дали байк с полным баком, вернуть нужно будет тоже с полным баком, иначе вычтут из депозита не факт что рыночную стоимость недостающих литров
- будьте аккуратны, не ездите больше 40-60 км/ч
- если увидите полицию — прячьтесь в крайний правый ряд; если времени на маневры уже нет — постарайтесь со средней скоростью проехать мимо инспектора, желательно смотря в какую нибудь противоположную сторону, например глазами справа искать достопримечательность
- если вас все же остановили — постарайтесь включить «дурачка» и уболтать инспектора:)
- если все же ничего не помогло и вам выписывают штраф за езду без прав — не ведитесь на оплату сейчас, скажите что вы знаете стоимость штрафа и оплатите его в участке
- так как шлемы выдают простенькие, возьмите с собой обязательно солнечные очки — будут защищать от ветра
- не пожалейте солнцезащитного крема, я почему то в основное время пребывания в Паттайе практически не обгорал, но одна поездка на байке нещадно «пожарила» солнцем мои руки:)
Особенности движения в Таиланде
В принципе, левостороннее движение ничем не отличается от правостороннего. Все те же принципы, только меняете право на лево:) То есть не помеха справа, а помеха слева. Самый быстрый ряд не левый, а правый. И так далее. Изучая движение в Таиланде я пришел к двум противоречащим выводам:
- с одной стороны, в основном, все ездят не быстро. Несмотря на плотный поток, тебе не будут сильно бибикать если ты будешь тупить, всегда объедут, как мне показалось — если ездить не быстро, то вполне приемлемо.
- с другой стороны, согласно официальным сводкам — Таиланд одна из самых небезопасных стран в плане дорожного движения. Большое количество ДТП видимо провоцируют такие же гонщики как и у нас, либо добавляют статистику неумелые туристы.
Говоря про особенности, что хотелось бы подчеркнуть:
- вам, как водителю байка, всегда полагается двигаться по крайней левой полосе, за исключением поворотов на право
- повороты налево на практически всех перекрестках разрешены даже при отсутствие разрешающего сигнала светофора, главное убедитесь в безопасности маневра
- светофоры тут очень долгие, по 120-180 секунд можно ожидать своей очереди. Но это и плюс одновременно, создается эффект плотного, но постоянного движения, так как за это время другие потоки успевают максимально разгрузиться.
Советы по управлению байком и езде на нем
Практически все байки с автоматической коробкой передач идентичны в управлении.
Давайте разберем основные элементы управления на основе модели Honda Click 125 (кстати, рекомендую ее для первого использования, достаточно хороший и легкий байк):
- — это основной, задний тормоз
- — это вспомогательный, передний тормоз
- — ручка подачи газа, нажимаем как бы на себя — идет подача газа
- — место, куда вставляется ключ и где открывается багажник, чуть ниже я расскажу что к чему
- — кнопка запуска
- — включение поворотников
- — звуковой сигнал
- — включение ближнего и дальнего света
- — табло информации — скорость, пробег, температура двигателя и т.п.
Отдельно разберем положения ключа. Их несколько.
- — во-первых, есть защита от несанкционированного запуска, как правило на ключе находится шестиугольник, его нужно вставить в паз и провернуть по часовой стрелке, тогда окошко (2) откроется
- — положение OFF — все системы выключены, байк никуда не поедет:); положение ON — зажигание включено, можно заводить байк; положение OPENER — необходимо если мы хотим открыть багажник, для этого нужно поставить ключ в это положение и нажать кнопку (3) — багажник откроется
Под багажником кстати находится место, куда можно спрятать шлемы, а так же бензобак:
к содержанию ↑Как заводить байк?
Нажимаете левой рукой на тормоз, вставляет ключ в положение ON и нажимаем кнопку (5) запуска — одновременно с зажатым тормозом задерживаете ее буквально на секунду — байк завелся.
Будьте аккуратны, держась за ручку подачи ГАЗА — вы можете случайно начать движение с непривычки:)
к содержанию ↑Как начинать езду?
При старте, откиньте ножку опоры:
После этого за равновесие байка отвечаете исключительно вы:) Нажимая на газ и начиная движение, одновременно убираете ноги и ставите их перед собой. При остановке соответственно наоборот, помогаете себе ногами для того чтобы опереться об асфальт и не завалиться на бок.
Включите поворотник в нужную сторону, предупреждая других участников движения о своем маневре, но помните, что они автоматически (в отличии от автомобиля) не отключаются.
к содержанию ↑Как тормозить?
Чтобы затормозить — нажимайте сначала на левый тормоз (задний) — это создаст нагрузку на заднюю ось и вы не будете заваливаться вперед, а затем помогайте себе правым (передним) тормозом. Только в экстренных ситуациях нажимайте одновременно и резко оба тормоза. И практически никогда (!) не нажимайте только правый тормоз — это приведет к нагрузке на переднюю ось и есть риск просто опрокинуться вперед байка.
к содержанию ↑Как поворачивать?
При поворотах просто поворачивайте руль в нужную сторону. Перед поворотом слегка сбавляйте газ, на точке выхода из поворота наоборот немного добавьте газу и вас по траектории касательной к дуге поворота выведет на прямую. Будьте осторожны по первой, не гоните, иначе есть риск не вписаться в поворот и вылететь в кювет.
к содержанию ↑Золотые правила езды на мотоцикле
Вот вроде бы и все. А вообще, есть два основных правило, которые спасут вам жизнь:
- дай дорогу дураку — даже если вы трижды правы, но видите что вас пытается обогнать большой грузовик или торопливый джип — примите немного влево, пусть он спокойно проедет, а вы будете наслаждаться дальнейшей поездкой.
- не уверены — не садитесь (!), если у вас вообще нет опыта езды на машине, то это плохо, так как базовые принципы можно проецировать и на езду на байке даже с левосторонним движением.